Переход от территориальных расценок (ТЕР) к федеральным (ФЕР) в сметной документации осуществляется по ряду причин: требования финансирующего органа, привязка к федеральным программам или отсутствие актуальной ТЕР-базы для новых видов работ. Однако такой переход требует внимательной корректировки всех разделов сметы с учётом нормативной и региональной специфики. Во Владимирской области наиболее часто это происходит при участии в федеральных субсидируемых проектах или при использовании типовых решений, базирующихся на ФЕР.
Замена территориальных расценок на федеральные невозможна путём простого «пересчёта». Требуется полная адаптация сметы: пересмотр сборников, применение корректирующих индексов и перерасчёт всех коэффициентов. Без этого смета будет отклонена при экспертизе или проверке.
В рамках реализации федеральных программ во Владимирской области переход на ФЕР часто применяется для унификации расчётов по регионам. Это позволяет формировать отчётность и получать финансирование по единой схеме, но требует особой точности в деталях.
Наиболее проблемными оказываются разделы по инженерным системам, монтажу оборудования и благоустройству — из-за отсутствия прямых аналогов между ТЕР и ФЕР. В таких случаях необходимо подбирать эквивалентные расценки, подтверждая соответствие техническим решениям.
При подготовке к подаче проектной документации в Минпросвещения заказчику было рекомендовано перейти с ТЕР Владимирской области на ФЕР. Эксперты выполнили корректировку сметы с учётом следующих особенностей:
В результате смета успешно прошла федеральную экспертизу и была принята для финансирования. Общий прирост стоимости составил 4,2% по сравнению с базой ТЕР, но был полностью подтверждён документально и принят без замечаний.